Покрытия аэродрома постоянно испытывают значительные нагрузки. В отличие от автодорог, которые воспринимают лишь нагрузку от массы проезжающих автомобилей, аэродромное покрытие должно справляться с динамическими нагрузками от взлетающих и приземляющихся аппаратов, постоянно испытывать термические и механические нагрузки от газовоздушных струй авиадвигателей, быть устойчивым к воздействию химических препаратов, предотвращающих обледенение, выдерживать длительную статическую нагрузку в процессе стоянки многотонных воздушных судов. Поэтому и требования к аэродромным покрытиям предъявляются другие, нежели к автодорожным.
Существуют специальные строительные нормы (СНиП 32-03-96), где подробно описывается, каким именно должен быть аэродром и каким критериям он должен соответствовать.
Данные требования различаются по регионам, особенностям грунта, температурному режиму и назначению аэродрома.
Одним из самых прочных элементов летного поля, несомненно, является взлетно-посадочная полоса. Особенно тщательно ее обустраивают, проверяют и тестируют при строительстве военных аэродромов. В общих чертах последовательность технологических операций можно описать так:
- снятие поверхностного (плодородного) грунта а также вывоз рыхлой породы и планирование водоотводящих поверхностей ;
- сформированное основание по форме напоминает желоб. На его поверхность укладывют геотекстиль, поверх которой исполняется трамбовка песчаной подушки;
- на очередном слое геотекстиля насыпается слои щебня с уменьшением его фракции снизу вверх и в процессе отсыпки идет дополнительное послойное трамбование;
- на щебне располагается так называемый тощий бетон, толщиной от 10 до до 40 процентов от будущего бетонного покрытия. Далее следует геомембрана;
- по ее поверхности обустраивается финишный слой марочного (очень прочного ) бетона, толщиной 70% бетонной одежды ВПП.
Такая конструкция позволяет ВПП воспринимать и выдерживать нагрузки от воздушного транспорта, предотвращает проникновение влаги и деформацию, что значительно увеличивает срок службы. Глубина основания и материал финишного покрытия могут отличаться в зависимости от местности, специфики грунтов, суточных и годовых перепадов температур, глубины грунтовых вод и интенсивности воздушно-транспортного потока. Например, частный аэродром не обязательно нуждается в применении прочного марочного бетона, если, конечно, не планируется принимать на ВПП тяжелые грузовые и пассажирские лайнеры.
Более того — возможно даже обустройство и грунтовых ВПП, в зависимости от того, какие воздушные суда будут с них взлетать или приземляться..
Из СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96
п. 3.10 аэродромные покрытия: Конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, которые включают: верхние слои (слой), именуемые в дальнейшем "покрытие", непосредственно воспринимающие нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии), тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействие антигололедных химических средств;
нижние слои (слой), именуемые в дальнейшем "искусственное основание", обеспечивающие совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, которые помимо несущей функции могут выполнять также дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные, гидроизолирующие и другие функции.
Касательно сталефибробетона существует несколько ТУ, например, ТУ 5870-001-514844652000 - Тяжелый сталефибробетон, а в целом при проектировании, строительстве и обустройстве взлетно-посадочной полосы задействованы более ста ГОСТов. Это указывает на важность обеспечения надежности от которойзависит безопасность использования аэродромной инфраструктуры.